суббота, 7 октября 2017 г.

Жан Эпштейн "Падение дома Ашеров" 1928

Экранизация сразу двух рассказов Эдгара По - "Овальный портрет" и "Падение дома Ашеров".

Почему Эпштейн решил объединить два рассказа (что привело к ссоре с ассистентом и сценаристом Бунюэлем и к началу его самостоятельного творческого пути)? Свою догадку я выскажу в конце. А для начала как всегда немного об эстетике.
Перед Эпштейном стояло две задачи: 1) передать атмосферу родового проклятия, безумия и распада, характерную для рассказов По; 2) создать атмосферу напряжения и кошмара, характерную для мистического жанра в целом.
  "Вампир" Дрейера еще не был снят и у Эпштейна имелся лишь один образец жанра - фильмы немецких экспрессионистов с их театральностью и живописностью, акцентом на декорации и игру актеров. Однако именно эти особенности экспрессионизма Эпштейн больше всего и не любил. Как, впрочем, и литературность, считая, что режиссер сам должен создавать свои сценарии, не сводя кино к другим видам искусства. Хотя начинал Эпштейн как писатель, но в кинематографе он последовательно отстаивал теорию "фотогении" и автономию киноязыка.
Итак, какой же путь избрал Эпштейн?
1) Для создания атмосферы а-ля По режиссер использовал прежде всего крупные планы и двойную экспозицию. Крупные планы как бы дробят дом Ашеров на части: маятник, свечи, шторы, двери, окна, музыкальные инструменты существуют сами по себе, движутся в своем ритме, отделенные друг от друга и от человека. А каждый из предметов дробится многократной экспозицией, усиливая атмосферу распада и упадка. Использование рапида для изображения движения людей и нормального темпа для изображения движения вещей также работает на этот эффект: дом живет своей жизнью, более интенсивной, чем его хозяева, которые как бы увязают в распадающемся пространстве.
2) Для создания общей атмосферы ужас используется сочетание семиотически значимых и семиотически нейтральных приемов в рамках одной монтажной фразы. По сути каждая такая фраза представляет собой контрапункт. В особенности это заметно в сцене похорон жены: объективная камера перемежается субъективной, обычный темп движения - замедленным, нормальное изображение - двойной экспозицией, нейтральные ракурсы - верхними и нижними, средние планы - крупными, последовательный монтаж - параллельным. Контрастное построение каждой монтажной фразы и создает ощущение напряженного ожидания чего-то неведомого и потому пугающего.
Почему же Эпштейн объединил два рассказа По в один? Тема "Овального портрета" - творчество как разрушение: создание идеального произведения искусства убивает жизнь, которая его порождает. Точно также понимал киноискусство и сам Эпштейн - достаточно упомянуть его эссе "Дьявольское кино", само  название которого говорит о главной идее: киноискусство разрушительно - для человеческого восприятия, литературного сюжета, условностей культуры. Но только такое разрушение и ведет к созиданию. Именно это и происходит в данном фильме: сюрреалистические киноприемы, разрушающие обычное восприятие, создают необходимую атмосферу; фильм, разрушая литературную основу, создает новое произведение искусства. Если "Овальный портрет" дал Эпштейну тему, то "Падение"  - форму, позволив во всю силу продемонстрировать эффекты разрушения семьи, усадьбы и жизни с помощью средств киноязыка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий