воскресенье, 15 октября 2017 г.

Две книги о фильмах ужасов

Янина Маркулан "Киномелодрама. Фильм ужасов" - Л.: Искусство, 1972
Книга о хорроре, изданная в 1972 году зав.сектором кино ленинградского Института театра, музыки и кинематографии, это уже интересно. Мне достался пропыленный библиотечный экземпляр, избежать аллергии от чтения которого можно было только удерживая книгу на расстоянии вытянутой руки. Экстремальное чтение.
Разумеется, книга Маркулан начинается и заканчивается ритуальными цитатами из Ленина. Разумеется, она жестко разделяет фильмы ужасов на подлинное искусство ("Носферату" Мурнау, "Вампира" Дрейера, "Падение дома Ашеров" Эпштейна, "Три шага в бреду" с участием Феллини) и массовое псевдоискусство (фильмы Хичкока, Кормана, монстр-муви студий Юниверсал и Хаммер), сомневаясь куда отнести фильмы Поланского. Разумеется, она критикует Хичкока за бессодержательность, а Кормана за апологию контр-культуры. И конечно же, она видит во всем жанре ужасов выражение распада буржуазной культуры и проявление отчуждения человека в капиталистическом обществе. Но! За всеми этими штампами видна увлеченность жанром, искренний интерес к фильмам и режиссерам, а также особое внимание к эстетике жанра. Даже Хичкока и Кормана автор хвалит за искусность и мастерство. И лично у меня вызывает удивление, где и как могла Маркулан посмотреть многие из проанализированных фильмов. Ее список фильмов не самый стандартный, и книгу стоит прочитать хотя бы для ориентации в истории жанра. И да, Маркулан пока что единственный автор, который дал удовлетворительное определение жанра ужасов, охватывающее все кинохорроры: с ее точки зрения в любом фильме ужасов сюжет должен строиться вокруг пары палач/жертва, при этом палач символизирует зло, а жертва добро. А наличие чудовищ в той или иной форме, как и вызываемое фильмом чувство страха, вовсе не обязательны. Спорно, но интересно.

Дмитрий Комм "Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов" - СПб, 2012.
Спустя 40 лет после книги Маркулан еще один петербургский автор, киножурналист, преподаватель Факультета свободных искусств СПбГУ Дмитрий Комм издал свою книгу о фильмах ужасов. С предыдущей книгой ее роднит акцент на эстетике и особенностях формы как жанрообразующих факторах хоррора. Однако, автор принципиально отказывается рассматривать хоррор как низкий жанр в рамках концепции "массовой культуры" и ее противостояния культуре "элитарной". Вместо этого он предлагает внимательнее присмотреться к эволюции жанра и его национальным разновидностям.
Комм предлагает достаточно четкую схему эволюции хоррора в США: 30е годы - монстр-муви; 40е годы  - ужасы без монстра (спасибо кризису и кодексу Хейса), идея монстра внутри человека; 50е годы - концепция монстров, захватывающих тела и сознание людей; 60е и далее - концепция монстра как вашего соседа (каждый может оказаться монстром). 
Для европейского кино автор не предлагает такой схемы, так как считает, что главное в еврохорроре - это не содержание, а форма, особая эстетика, которую Комм называет "технология ужаса". Части книги, посвященные немецкой, британской, французской, итальянской и испанской школам ужасов у меня вызвали особый интерес - их можно читать хотя бы ради списка фильмов, обязательных к просмотру для любителей жанра. 
Анализируя еврохоррор, Комм намечает важную тему взаимосвязи страха и сексуальности, интересно описывая превращение авангардных хорроров в банальный сексплотейшн. Эта тема получает продолжение в истории японского хоррора и эрогуро. Завершается книга историей гонконгского фильма ужасов (в целом о Гонконге у автора есть отдельная книга) и взаимовлияния западной и восточной традиций кинохоррора. Говоря о современном состоянии фильмов ужасов, Комм описывает две возможных альтернативы для создания новых фильмов - эксплуатация животного страха или создание постмодернистских хорроров с богатым шлейфом отсылок к различным культурным традициям и истории самого жанра. 
В книге много спорного. Но как и книга Маркулан, "Формула страха" может стать как минимум хорошим путеводителем по фильмам "мастси", а также, возможно, изменит отношение читателей к этому презираемому, но всеми любимому жанру. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий