суббота, 30 сентября 2017 г.

Хоррор как квинтэссенция кинематографа

1. В определенном смысле жанр ужасов стоит у истоков кинематографа. Так, если мы возьмем архетипическую пару Люмьер-Мельес (соответственно реалистическая и фантастическая тенденции в кино), то уже их первые фильмы 1896 года выпуска - "Прибытие поезда" и "Замок дьявола" - можно считать упражнениями в жанре фильма ужасов. Да и заключительный выстрел в первом вестерне "Большое ограбление поезда" - чем не хоррор-эффект?
Как предполагают исследователи, первыми зрителями любые события на экране воспринимались как нечто ирреальное и пугающее: например, крупные планы частей тела, движущиеся отдельно от тела в целом, бывшие для режиссеров всего лишь художественным приемом, для зрителей выглядели устрашающе. Хоррор очень кинематографичен.
2. Жанр ужасов легче прочих приспосабливался к кардинальным мутациям кино: именно хорроры заполнили экраны после появления звука (студия Юниверсал) и цвета (студия Хаммер), во многом определив восприятие этих технических нововведений массовым зрителем как еще одного аттракциона.
3. Сиквелизация и перезагрузка, судя по всему, тоже впервые были применены в жанре хоррора - взять хотя бы множество дракул, франкенштейнов, мумий и призраков оперы, снятых компанией Юниверсал, а затем перезапущенных в Британии Хаммером.
4. Многие художественные приемы были впервые использованы именно в фильмах ужасов: сочетание декораций и натурных съемок ("Носферату" Мурнау), применение различных фильтров ("Вампир" Дрейера), субъективная камера ("Падение дома Ашеров" Жана Эпштейна), музыкальная характеристика героя ("М" Фрица Ланга), "бомбометание" камеры ("Суспирия" Дарио Ардженто), использование декораций для раскрытия психологии персонажей и общей атмосферы фильма ("Кабинет доктора Калигари").  Если подумать еще, наверняка найдутся и другие примеры. Хороший хоррор - это прежде всего эстетика.
5. Большинство визуальных эффектов, появившихся до внедрения цифры, были случайно открыты, а затем сознательно применены тем же Мельесом уже в хорроре "Замок дьявола".
6. Философское и идеологическое содержание кинематографа наиболее активно осваивалось фильмами в жанре ужасов - "Кабинет доктора Калигари" (1920), "Доктор Мабузе" (1922), фильмы о Франкенштейне 30х годов. В других жанрах преобладала психологическая составляющая, хоррор же изначально был расположен к идейному содержанию. С другой стороны, этот жанр меньше всего зависит от идеологии и больше всего обращен к общественной психологии, отражая страхи разных эпох, культур и общественных слоев. Поэтому хоррор так живуч.
7.Судьба фильмов ужасов - один из первых примеров киноцензуры: запрещенный  в Германии в 1933 году "Мабузе"Фрица Ланга, общественная цензура, которая привела к уничтожению негатива "Уродцев" Тода Броунинга, сексуальная цензура "Дракулы" Тода Броунинга и т.д.
8. История кинопроизводства тесно связана с историей жанра хоррор. Кодекс Хейса и разорение киностудий в 40е годы привело к появлению фильмов ужасов без монстров (фильмы режиссера Турнера и продюсера Льютона). Разделение кинопроизводства и кинопроката в 50-е годы, появление драйв-инов и грнидхаусов привело к расцвету низкобюджетных хорроров. Независимый малобюджетный фильм Ромеро "Ночь живых мертвецов" привел к возникновению системы рейтингов и нового витка киноцензуры в США. Малобюджетный мастер хоррора Роджер Корман вывел в свет таких мэтров"нового Голливуда"как Коппола, Скорзесе, де Пальма, Кэмерон, де Ниро,  Николсон, Фонда, а заодно и Тимура Бекмамбетова.
9. Фильмы ужасов дают примеры и первых опытов международного сотрудничества и глобализации в сфере кино. Тот же "Рассвет мертвецов" Ромеро был снят вместе с Дарио Ардженто и в Европе демонстрировался с арджентовским монтажом. Уникальный пример - "Легенда о семи золотых вампирах"с бессмертным Кристофером Ли (1974) - хоррор-кунгфу, снятый совместно Британией и Гонконгом. Ну а дальше - тот же "Звонок".  Или можно вспомнить Годзиллу и Кинг-Конга. Национальные традиции кинематографа также можно изучать на материале хоррора - итальянский джалло и японский квайдан тому примером.
10. Хоррор очень интересен с точки зрения теории женра. У хоррора нет своих устоявшихся сюжетных линий, они заимствуются из мелодрамы, детектива, фантастики и фэнтези. В хорроре нет устоявшейся системы персонажей - есть множество ужасов без монстра и даже без маньяка. Хоррор легко сочетается с комедией, мелодрамой, детективом, да с чем угодно. Гибридные хорроры самые интересные - например, вестерн "Near Dark" или психологическая драма "Одержимость". А где граница между хоррором и триллером? Или хоррором и "саспенсом"? }Хоррор должен напгуть? Но старые хорроры нас смешат, да и вообще комическое неотделимо от ужасного, а страх посильнее хоррора могут вызывать и другие жанры. Почти каждый фильм в жанре ужасов, особенно выдающийся - это вызов самой концепции жанра как таковой. В хорроре важнее не содержание, определяемое жанром, а особая эстетика, художественная форма, совокупность приемов. В отличие от вестерна или мюзикла хоррор пережил периоды падения, но каждый раз возвращался и вновь становился популярным в новой форме, оставаясь самым живучим жанром в кинематографе.
11. Фильмы ужасов не стыдились снимать лучшие режиссеры - Гриффит, Дрейер, Ланг, де Пальма, Кубрик, Линч, Хичкок и многие другие. Хоррор не вписывается в стандартные схемы низких и высоких жанров, массовой и элитарной культуры. Обсуждение таких категорий как "авторское кино", "культовое кино", "арт-хаус", "независимое кино", "эксплуатационное кино"  немыслимо без обращения к хоррору.

Иными словами, хоррор - это квинтэссенция кинематографа. Куда не плюнь при изучении кино - наткнешься на фильмы ужасов. И в конце концов их просто интересно смотреть. За это я так их и люблю.




Комментариев нет:

Отправить комментарий