пятница, 25 августа 2017 г.

Фриц Ланг "М" 1931 г.

Почему стоит посмотреть: первый звуковой фильм великого Фрица Ланга и первый, судя по всему, архетипический фильм про маньяка. Здесь есть все, что можно потом найти и в "Декстере", и в "Criminal minds", например: маньяк с авторским почерком, психологическая и графологическая экспертиза, профайлинг, бессилие полиции, массовая истерия, конфликт полиции и политиков, раздвоение личности у маньяка и т.д. Но Ланг, наследующий эстетике немецкого экспрессионизма, добавляет гротеска, философии и психологии.
Особенности жанра: "М" начинается с детской считалочки и поначалу напоминает детскую же страшилку: всем нам родители говорили, что нельзя общаться с незнакомым дядей на улице и брать у него конфеты - дядя может оказаться не таким уж и добрым. Далее детская страшилка превращается в фарс - высмеиваются и преувеличенно бесполезные масштабные действия полиции, и образ организованной преступности, и жизнь попрошаек (которые тоже организованы в своеобразный синдикат и у которых даже есть свое кафе с меню из прогнивших бутербродов). Фарс переходит в саспенс - мы напряженно следим за охотой, ведущейся на убийцу. И заканчивается все трагедией: в финале маньяк оказывается не жестоким преступником, а вызывающим жалость психопатом, чье раздвоение личности буквально отражается на его лице благодаря прекрасной мимической игре Петера Лорре. А монолог последнего превращает трагедию в хоррор (по сути маньяк - тот же монстр, оборотень, но без щерсти и клыков). Трагичность усиливается тем, что мы так и не узнаем, наказан ли преступник или отправлен в лечебницу - катарсис не наступает ни у зрителя, ни у матерей, чьих убитых детей уже не вернуть. В итоге получается потрясающая смесь жанров, замешанная еще и на эстетике нуара. А, ну и конечно суд в конце - своего рода фарсовый процедурал.
Художественные приемы: 
1) Мелодия, привязанная к персонажу и характеризующая его превращение в маньяка. Убийца - Ганс Беккерт - насвистывает ее, когда начинает охоту за очередной девочкой, по этой же мелодии его и опознают. Бекерт насвистывает "В пещере горного короля" из "Пер Гюнта". Меолдия, думаю, выбрана не случайно. Во первых, ее тема и звучание - мистические, я бы сказал хтонические, что добавляет жути персонажу фильма и ситуации охоты. Во-вторых, в "Пер Гюнте" эта мелодия сопровождается требованием толпы троллей убить Пер Гюнта, укравшего дочь Горного Короля. Собственно, в конце фильма толпа людей также требует убить Ганса Беккерта, укравшего и убившего дочерей жителей города. С одной стороны, это инверсия, с другой - такая аналогия показывает неоднозначность героя.
2) Параллельный монтаж. За счет него создаются все жанровые эффекты. Вот мы видим жуткую детскую считалочку - а вот матери рассуждают о маньяке, крадущем детей. Вот мама ждет дочку домой - а вот маньяк подходит к девочке. Вот нам показывают параллельные заседания полиции и преступного синдиката - возникает комический и фарсовый эффект. Вот мы видим прячущегося маньяка и ведущуюся на него охоту - возникает эффект саспенса. Большая часть фильма основана на параллельном монтаже по принципу охотник/жертва. Но по ходу фильма они меняются местами.
3) Гротеск: обратите внимание, что все мужские персонажи - пара десятков - очень много курят, причем каждый свой собственный дивайс порой весьма необычных форм и размеров.И вообще все персонажи и их действия преувеличены и доведены до комических форм.
4) Недосказанность: нам не показывают ни сцен убийства, ни результатов этих убийств, на них намекают, но не говорят, что добавляет жути. Даже саму кражу девочки в начале фильма не показывают - мы видим только мячик, выкатившийся из кустов, куда маньяк затащил девочку (чувствуете опять детскую страшилку с непременными кустами?).
Аллюзии: последняя сцена фильма, в которой разъяренная толпа требует "убить монстра" очень напоминает "Франкенштейна", который также вышел в 1931 году. В "Франкенштейне" чудовище убивает девочку, после чего толпа с факелами требует опять же "убить чудовище". Если эта аналогия не случайна, мы можем ее продолжить: в этом случае маньяк оказывается порождением общества. Общество, создавшее маньяка,  раздвоено: публика/власть, организованное правительство/организованная преступность. И маньяк, порожденный обществом, тоже раздвоен.
Итог: шедевр, чего уж там говорить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий