пятница, 25 августа 2017 г.

Хореография ужаса ("Одержимая" Анджея Жулавски, 1981 г.)

Пересказывать психоделический сюжет фильма, скандальную историю съемок и дистрибуции, психоаналитические и политические подтексты не буду, за этим вот сюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/Одержимая_(фильм,_1981).

Фильм совмещает в себе, по терминологии Стивена Кинга, ужас, страх и отвращение. Соответственно, и сам фильм ужасный, страшный и отвратительный. С тентаклями как в "Черной Библии",женской истерией и двойниками - полный набор безвкусицы. Скриншот сцены с тентаклями я не нашел.
Впрочем, даже такая дикая смесь достоевщины с хентаем построена очень хорошо. С точки зрения композиции сюжет выстроен идеально, по всем канонам жанра. Начинается все с обычной семейной драмы. Затем начинаются какие-то странности, алогичные и необъяснимые. Их количество становится все больше, а сами они все страшнее. Наконец, мы узнаем разгадку - и она оказывается еще более жуткой, чем весь необъяснимый трэш, который она объясняет. В конце ужас только нагнетается, катарсиса не происходит: монстр побеждает. Этот эффект усиливается сменой точки зрения: если в основном мы воспринимаем фильм с точки зрения мужа и жены, то концовку - с точки зрения ребенка, остающегося наедине с новыми родителями-чудовищами. Если верить Стивену Кингу, любой хороший фильм ужасов должен вернуть нас в детство - к состоянию чистого незамутненного восприятия, чистого ужаса. Здесь это происходит благодаря мастерству композиции.
С жанровой точки зрения фильм также интересен тем, что соединяет два основных сюжета любого хоррора: детектив (основной способ построения сюжета фильм ужасов в немом кино) и мелодраму (распространенный сюжет хорроров, начиная с 30-х годов, с фильмов студии Юниверсал). Наконец, в жанровом отношении это также соединение бодихоррора и психохоррора. В результате весь фильм может прочитываться и как метафора психоза, и как изображение реального сверхъестественного ужаса.
Несмотря на весь трэш, угар и содомию, фильм можно посмотреть хотя бы за то, что я назвал "хореографией ужаса". Актеры не играют, а скорее танцуют безумный балет. Камера не просто движется, она тоже танцует не менее авангардные танцы со странными ракурсами, смещениями и кружениями. Движение в кадре и движение рамок самого кадра ни на минуту не прекращается, монтажный ритм плавно ускоряется и замедляется. Намек на балет есть и в сюжете самого фильма - этот эпизод выпадает из общей канвы сюжета, но намекает на то, что пытается делать режиссер. Это и есть Пляска смерти.
Странно и неприятно, но завораживает.
PS. Название фильма "Possesion", конечно, должно быть переведено не как "Одержимая", а как "Одержимость". Ибо в фильме одержимы все. Оператор и режиссер тоже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий