суббота, 12 августа 2017 г.

Михаил Калик "Человек идет за солнцем" (1961)

Если коротко: вечное лето беспечного детства.
Чуть длиннее:  если вы забыли, что такое детство и лето, то есть снаружи они есть, а внутри совсем нет, то посмотрите этот фильм.
Сюжет прост: мальчик идет через Кишинев вслед за солнцем, надеясь обойти весь земной шар оказаться на краю света. Оного он не достигает, но по пути встречает представителей чуть ли не всех слоев советского общества и переживает множество маленьких приключений. Но дело не в этом, а в том ощущении Лета с большой буквы, которое дарит нам фильм.
Солнце, за которым идет мальчик, не только бежит впереди него по небу, но и отражается во всех встречающихся ему земных предметах, имеющих символическую форму круга: кольцо, цирк, арбузы, подсолнух, воздушные шары ( и один большой красный, залетевший, видимо, из Парижа), девичий хоровод, волторна, глобус и т.д. 
 

 


В плане монтажа интересно использование нескольких точек зрения: нейтральная позиция оператора, точка зрения мальчика, точки зрения других персонажей. Все эти перспективы часто сменяются, образуя сложную композицию, хотя сюжетная канва очень простая. 
Кроме эстетических находок радует и оттепельная свобода: тут и сочувственное изображение евреев, и ироничные рассуждения о "субъективном мировосприятии" (привет европейской новой волне) и стеб над советским дискурсом: "сегодня ты идешь за солнцем, завтра будешь билетами торговать, а потом и вовсе хулиганом станешь или еще хуже - стилягой!".
И снова повторю: фильм прекрасен не этими режиссерскими находками или приемами, а также не актерской игрой, а общей непередаваемой атмосферой лета, которая лишь поддерживается с помощью различных деталей и знаков. 
"От Мастера, как и от Моисея, останется не техника скрижали — атмосфера, — чтоб не читали после, а дышали!" (А. Вознесенкий).

Комментариев нет:

Отправить комментарий