среда, 16 августа 2017 г.

Андрей Битов "Такое долгое детство"

Если коротко: феноменологический разворот молодежной прозы




Чуть длиннее: повесть, как мне показалось, не очень известная, 1965 года, из ранних. в Библиографии, составленной ФантЛабом, например, ее нет. А зря. На примере этого текста видно, как Битов, еще работая в рамках стандартных для шестидисятников тем, уже открывает свою особую тему.
Внешне повесть напоминает молодежную исповедальную прозу, дань которой отдали Аксенов, Трифонов, Маканин, Войнович, Гладилин, Кузнецов, Максимов, - да почти все советские и эмигрантские писатели, начинавшие писать в 50-60 годы. Сопоставим основные сюжетные моменты "Такого долгого детства" с каноном молодежной прозы.
1) героя исключают из университета (варианты у других авторов: герой не смог поступить; не захотел поступить; поступил, но испытывает сложности с учебой; только что закончил и не может определиться, что делать дальше)
2) герой уезжает в неведомые дали работать шахтером (варианты: строить канал, ГЭС, работать в тайге, в море, в деревне и т.д.).
3) герой испытывает сложности социализации в новом рабочем коллективе
4) герой переживает экзистенциальный кризис (смерть друга/брата/коллеги; собственную болезнь, предательство).
5) герой испытывает сложности с женщинами (неразделенная любовь, любовь на троих, любовь духовная не совпадает с плотской).
6) фоном идут попойки, джаз, модные танцы, споры о литературе (обязательно Хемингуэй)
7) пережив все сложности, герой обретает единство с окружающим миров и веру в коммунистическое светлое будущее (противостоящую как буржуазному мещанству=цинизму, так бюрократическому формализму=догматизму).
Все это есть у Битова. Но! Все перечисленные ранее писатели рассказывали о мучениях, сомнениях и поисках молодых людей уже с позиций более зрелого возраста. В их произведениях молодые люди рассуждали как прошедшие огонь, воду  и медные трубы опытные, закаленные, зрелые люди. Битов сломал эту тенденцию. Язык его повести - это язык наивный, действительно почти детский. Этот язык выражает и соответствующее мышление: Битов развертывает феноменологию сознания ребенка, становящегося взрослым. Это долгое детство, из которого герой хочет вырваться и не может, как раз и является главным предметом повести: не столько сам человек и происходящие с ним события, сколько состояния его сознания. Еще немного и мы получим классического Битова: минимум сюжета, максимум погружения в поток сознания.
Безумно интересно следить, как из почти одинаковых текстов постепенно вырастают совершенно разные авторы, с разным стилем, судьбой и следом, оставленным в русской литературе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий