среда, 2 августа 2017 г.

"Пикник у Висячей скалы" и "Суспирия"

Поскольку вчера болел и писать не мог, сегодня сразу два фильма и две книги.

"Пикник у Висячей скалы", 1975 год, реж. Питер Уир. 


Красивый и жуткий фильм, пугающий не столько тем, что показано и рассказано, сколько тем, что осталось скрытым от глаз и о чем умолчал режиссер. Подобный прием использовался позже и в других фильмах ужасов: например, в "Ведьме из Блэр" мы так и не увидели саму ведьму, а в "Бабадуке" - этого самого Бабадука. Но Уир этот прием применил первым, а вкупе с другими средствами художественной выразительности, он смог создать настоящий шедевр. Поскольку на Википедии есть на удивление годная статья с неплохим анализом, не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь о том, что увидел в этом фильме я: исчезновение девушек на пикнике у Висячей скалы - это исчезновение детства или прощание с ним. А исчезновение детства - это исчезновение нашей подлинной сущности. В основе любого хоррора лежит какой-то реальный страх. В данном случае - страх потери себя самого. А что может напугать нас сильнее этого?

"Суспирия" Дарио Ардженто, 1977.
Этот фильм, как мне представляется, объединяет две основные традиции фильмов ужасов - назовем их физическим ужасом и психологическим, или прямым и косвенным, или явным и скрытым. С одной стороны - странные шорохи, тени, записки, обрывки фраз, таинственные знаки. С другой стороны - перерезанная крупным планом глотка, море крови и изощренного насилия. Этот двойственный план содержания отражен в столь же двойственном плане выражения. Физический аспект ужаса выражен музыкой группы "Гоблины" - жесткой, насилующей слух. Психологический аспект ужаса выражен невероятной цветовой гаммой  и дизайном интерьеров. Таким образом, Ардженто выжал из цвета и звука все, чтобы напугать зрителя. Совмещение и того, и другого заметно в монтаже. Возьмите гениальные первые кадры: главная героиня проходит сквозь раздвижные двери аэропорта и этот кадр перемежается кадром с громко и молниеносно защелкивающимся раздвижным механизмом, чей лязг и движение напоминают гильотину и не сулят ничего хорошего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий