воскресенье, 13 августа 2017 г.

Однажды на диком западе

Если коротко: "Хороший, плохой, злой" в моральном измерении
Чуть длиннее: Какой-то подозрительный тип крупным планом. По его лицу ползет муха, он пытается ее сдуть. Так проходит 5 минут экранного времени. Еще через 5 минут этот мужик умрет, он вовсе не главный персонаж. Что это, новый сезон Твин Пикс? Нет, спагетти-вестерн Серджио Леоне. И вот же не вписывается он в ожидаемый голливудский формат, но никто его не ругает.
Леоне снимает медленно и со вкусом: долгие сцены, длинные кадры, неторопливый ритм планов и ракурсов. Но все это затишье перед бурей. В конце, можете быть уверены, грянет выстрел. "Деловой человек никуда не торопится".
Долгие кадры, придающие весомости каждому действию, превращающемуся в жест, знак, символ, сопровождаются немногословными диалогами. Но каждый из них легко укладывается в памяти, и каждый хочется процитировать. Диалоги добавляют напряжения всему действию, обостряя и усложняя конфликт, ведут нас к его взрывному разрешению. Теперь понятно откуда ноги растут у Тарантино. "Ты умеешь только играть или стрелять тоже?" - "А ты умеешь только стрелять или резать тоже?". "Мне кажется, сегодня ты скажешь мне, кто ты такой" - "Да, но только на краю смерти". "Значит, ты не деловой человек?" - "Нет, просто человек" - "Вымирающий вид...". Более длинные шедевры цитировать не буду.
В плане содержания мы имеем ту же расстановку сил, что и в другом вестерне Леоне: Хороший (Гармоника), Плохой (Фрэнк), Злой (Шайен). Но теперь их конфликт не чисто экономический (мешок с золотом), но и моральный (земля и вода, а значит будущая жизнь - и женщина), с отголосками прошлого, местью, бандитским кодексом чести и т.д.
В сцене финальной дуэли все приемы Леоне работают на полную. И хотя в "Хорошем, плохом злом" дуэль снята образцово-показательно, в этом фильме она пробирает до дрожи, так как в битве сходятся не просто две силы, но два разных жизненных пути, две системы ценностей, две личности. Цветовая гамма прозрачно намекает, кто хороший, а кто плохой. Привет Люку Скайокеру и Дарту Вейдеру.

Монтаж дуэли очень похож на монтаж следующей за ней сцены прощания. Прощание и дуэль имеют одну и ту же ставку - жизнь или смерть.
Концовка мне показалась натянутой. Как-то не очень вписывается гуманистический пафос и оптимизм в показанный нам мир. Но Леоне не нуждается в моих оценках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий